Прежде чем мы начнем, не могли бы вы объяснить читателям, которые еще не в курсе, в чем состоит ваша работа в Dark Horse и за что вы отвечаете?

Р.С.: Моя официальная должность – вице-президент по книгоизданию, но в рамках этой беседы важно то, что с 2002 г. я осуществляю надзор над линейкой комиксов Dark Horse по “Звездным войнам”. Кроме редактирования серий по “Звездным войнам”, я вместе с редактором Дейвом Маршаллом отвечаю за выбор целей и направлений “Рыцарей Старой Республики” и, в определенной мере, наших онлайновых комиксов по будущей игре “Старая Республика”.

Мечта, а не работа! Итак, давайте первым делом поговорим о серии “Звездные войны: Вторжение”, действие которой происходит в эпоху Нового Ордена джедаев. Расскажите нам немного о ней. Что бы вы хотели сообщить о ней фанам?

Р.С.: С тех пор, как мы анонсировали эту серию, стало очевидно, что есть две группы фанов — те, которые надеются, что мы адаптируем существующие романы, и те, которые надеются, что мы не станем адаптировать романы. Желание второй группы и осуществится.

Хотя наша история происходит в тот же период времени, что и действие романов (начинаясь где-то после событий “Вектор-Прима”), и хотя в ней появляются в качестве вспомогательных некоторые персонажи из романов, наша история сосредоточена на четырех членах одной семьи с планеты Арториас и на том, как влияет на их судьбы вторжение йуужань-вонгов. Мы не хотим заниматься пересказыванием событий, уже описанных в других источниках, и считаем, что галактика большая и в ней легко найдется место для еще не рассказанных историй.

Итак, приготовьтесь к знакомству с семьей Галфридианов – Калед, отец; Найна, мать; Кайе, дочь; и Финн, сын. Каждый из них сыграет свою роль в борьбе с захватчиками, и каждый, думаю, удивит читателей своим мужеством, характером, способностями и отвагой. Такие персонажи, как Люк, Лея, Хан и дети Соло, тоже будут появляться в сериале, но на второстепенных ролях, которые (надеюсь) не будут противоречить действующему канону.

“Вторжение” – одна из трех серий (другие две – “Старая Республика” и “Темные времена”), в которых история стартует с онлайновых выпусков. Следует ли нам ожидать подобного в будущем?

Р.С.: Это возможно. Что касается этих трех – просто так получилось, что возможность для онлайнового старта представилась в подходящий момент. Мы используем их для проверки эффективности онлайновых комиксов для привлечения читателей к печатным сериям.

В данный момент две главных серии – это “Наследие” и KotOR. Как вы считаете, почему они оказались такими успешными, и можете ли вы сказать, что пока довольны ими?

Р.С.: Доволен, конечно. Я думаю, они успешны потому, что хорошо написаны и хорошо нарисованы. Я считаю так: если ты даешь читателям персонажей и истории, которые не оставляют их равнодушными, аудитория у тебя будет. А в “Звездных войнах” фокус в том, чтобы не давать читателям того, что они ожидают. Я знаю, может показаться, что это идет вразрез с интуицией, когда есть заметный контингент фанов, желающих увидеть специфические моменты из канона, но слушаться их нельзя.

Если их слушаться, если все время давать фанам то, чего они ожидают, в конце концов история им наскучит. Нужно, чтобы сценаристы (и художники) всегда были как минимум на шаг впереди ожиданий читетелей, чтобы читатели все время были заинтригованы, чтобы поступки персонажей и повороты истории все время их удивляли. К счастью, у меня превосходная группа сценаристов и художников.

Каково это – работать со всеми этими писателями и художниками, которые занимаются комиксами по “Звездным войнам”?

Р.С.: Право слово, я не могу нахвалиться тем, что они делают. Конечно, мне бы хотелось, чтобы кое-кто из них лучше укладывался в сроки, но в то же время я понимаю, что для создания качественной работы, которую хотят видеть фаны, нужно время. Наша с Дейвом и Фредди задача – обеспечить, чтобы график был составлен таким образом, чтобы у каждого из автора было время на то, чтобы сделать работу наилучшим образом.

Не могли бы вы описать взаимоотношения между вами и ребятами из Lucas Licensing? Как выглядит типичная процедура утверждения выпуска комиксной серии?

Р.С.: Сью Ростони в Lucas Licensing просматривает и утверждает пять главных стадий проекта: описание сюжета, сценарий, страницы в карандаше, страницы в контурах и страницы в цвете и с текстом. По ходу дела может вмешаться Лиланд Чи (хранитель канона в “Лукасфильме”) с какой-нибудь информацией или требованием что-то изменить. На каждый сценарий я трачу много времени, стараясь добиться того, чтобы Сью и Лиланд могли себе представить, что они увидят в готовом комиксе. Благодаря этому, когда они получают рисунки, неожиданностей оказывается немного, а случаи, когда приходится что-то перерисовать, бывают очень редко. Процесс идет как по маслу.

В 2008-м году в “Звездных войнах” было большое событие - кроссовер “Вектор”. Насколько успешным (или неуспешным) оказался “Вектор” по сравнению с планами? Считаете ли вы, что что-нибудь можно было сделать лучше?

Р.С.: “Вектор” имел ограниченный успех. Нам немного спутали концовку продвижение вперед “Войн клонов” и задержка “Силы необузданной”, но даже эти нарушения нашего издательского графика оказались, в конечном счете, к лучшему. Мы стараемся сохранять сбалансированное количество выходящих комиксов: слишком мало – и мы потеряем доход, слишком много – и мы вынудим читателей сократить покупки.

Когда книги по “Войнам клонов” (комиксы и дайджесты) вышли раньше, чем ожидалось, и примерно в то же время вышла “Сила необузданная”, части “Вектора”, относящиеся к “Восстанию” и “Темным временам”, пришлось задержать. Но это дополнительное время позволило нам еще раз взглянуть на “Восстание” и насыщенную событиями территорию, к которой оно приближалось. Без этой “задержки” мы бы никогда не приняли решения пустить вместо нее “Вторжение”.

Однако история “Вектора” все же имела ожидаемый положительный эффект для серий KotOR и “Наследие”. В “Рыцарях Старой Республики”, благодаря событиям “Вектора”, Зейн Кэррик наконец-то перестает быть беглецом, и перед ним открывается новая дорога. Аналогично концовка “Вектора” изменила статус-кво среди ситов в “Наследии” и открыла пути для новых, неожиданных событий.

Учитывая это, увидим ли мы в будущем похожий эксперимент?

Р.С.: Не сейчас. Я не стану списывать подобную возможность, но я и не вижу, как можно построить такую масштабную, охватывающую многие эры историю без использования такого сюжетного приема, как Талисман Муура, а повторять то же самое я не хочу. Если когда-нибудь кто-нибудь из наших авторов придумает новую идею, как сделать что-то подобное, возможно, мы ею займемся.

Каковы ваши мысли по поводу того, что “Вторжение” происходит в эпоху НОДа, по которой, кроме одной истории в серии “Чубакка” и комикса “Равенства и противоположности” в Star Wars Tales, вы ничего не стали делать? Особенно в свете того, что Dark Horse изначально и должно было делать эту историю до того, как она отошла к Del Rey.

Р.С.: По сути, это вопрос логистики. На самом деле легче войти в эту эру сейчас, когда нам известна территория событий. И, кто бы там что ни думал, но то, что мы знаем об уже описанных важных событиях, позволяет нам творить свои неожиданные важные события. Вместо того, чтобы ограничивать себя этими дорожными отметками, мы используем их как трамплины для новых приключений и новых историй.

Кроме того, Dark Horse издает комиксы и дайджесты по “Войнам клонов”. Как и когда, если это вообще случится, мы увидим, что текущая серия и дайджесты влияют на телесериал и наоборот, а не просто выглядят как истории, добавленные в нагрузку?

Р.С.: Вероятно, мы узнаем это не раньше, чем полностью завершится вся “Войны клонов” – когда бы это ни было. Серьезно, если вы убеждены, что все имеет значение лишь в том случае, если вы можете уместить его в ваши хронологические построения – значит, вы не наш читатель. В то же время все, кто работают над сериалом и над комиксами, делают все, чтобы не топтаться по существующему канону,

Я вам гарантирую, что мы никогда не станем цепляться за канон в ущерб хорошим историям. Некоторые истории, некоторые события просто не будут стыковаться с тем, что было сказано раньше или тем, что вы предполагали. Потребуется подгонка – возможно, ею займутся фаны.

Продолжая тему “Войн клонов”, скажите честно, как человек, написавший сценарий одного из эпизодов нового сериала: что вы думаете об истории “Войн клонов” в целом теперь, когда телесериал очень и очень ее запутал? Особенно учитывая, что Dark Horse выпустило большую часть контента по “Войнам клонов” в 2003-2005 гг.

Р.С.: Я очень сожалею насчет неразберихи, но еще раз: ни одна из наших историй не написана с целью просто заполнить промежуток в хронологии. Мы просто стараемся рассказывать хорошие истории.

Если вам нужно универсальное объяснение, вот вам такое: “Правда – первая жертва войны”. Это утверждение справедливо на Земле, справедливо оно и в глактике “Звездных войн”. Иногда то, что вам говорят во время войны – правда. Иногда это правда, но прилизанная, чтобы казалась более приятной. Иногда это ошибка. Или умышленно неправильно истолкованная правда. Или же то, что вам говорят – откровенная ложь.

Как было на самом деле, не узнать, пока бои не отгремят, а часто не узнать и после этого. И не забывайте: “Историю пишут победители”. Это еще одна сторона потенциальной “дезинформации”. “Войны клонов” – это конфликт галактического масштаба, который разворачивался на тысячах разных планет. Задокументировать точно, с кем случилось что – и где – скорее всего, просто невозможно.

Извините, просто стараюсь помочь. Не отказался бы от еще одного стаканчика.

Кто ваш любимый комиксный персонаж и почему?

Р.С.: Непростой вопрос, потому что хороших персонажей очень много — и потому, что я терпеть не могу называть любимчиков. Если я это сделаю, кто-нибудь из моих сценаристов, чего доброго, убьет этого персонажа мне назло.

Но если вы собираетесь заставить меня сделать выбор, пожалуй, я назову Бомо Гринбарка из “Темных времен”. Он самый невезучий персонаж в галактике, но он не желает сдаваться. Я не могу не любить его.

Не кажется ли вам, что “Наследие” там, где оно есть, ограничивает романы, действие которых происходит раньше – например, LOTF & FOTJ? 

Р.С.: Ну, учитывая, что по двадцатипятилетнему промежутку между “Новой надеждой” и началом НОДа написано где-то пятьдесят семь романов, я бы сказал, что в девяностолетнем периоде между последними романами и началом комиксов “Наследие” хватит места для втрое большего количества романов. Если Del Rey и их писатели не бросятся сразу заполнять промежуток между двумя периодами, места для новых историй хватит в избытке.

Так что нет - я думаю, что серия “Наследие” ограничивает романы не больше, чем наличие девятнадцати романов НОДа ограничивает нашу серию “Вторжение”.

А есть ли у вас какая-нибудь идея для комиксной серии или просто для одиночного комикса, которую вам бы хотелось увидеть воплощенной?

Р.С.: А, так вам и скажи! У нас сейчас в работе еще кое-что, но вам придется подождать около восьми месяцев, прежде чем мы сделаем объявление!

Хорошая замануха! С нетерпением ждем мы. Г-н Стрэдли, большое спасибо, что уделили нам время! Приходите снова, когда пожелаете.

EUC: Спасибо! Вы очень гостеприимны. 

перевод: Basilews, sw.org.ua